ТРАНЗИТ ВНУТРЕННИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ, В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Де-юре понятия внутреннего таможенного транзита (ВТТ) и международного таможенного транзита (МТТ) в действующей нормативной документации не встречаются, они ушли вместе с таможенным кодексом Российской Федерации, однако за два десятилетия (до вступления в силу таможенного кодекса Таможенного союза) эти определения вошли в профессиональный оборот и прочно закрепились в нем, вычеркнуть их из оборота сложно как понятия таможенный брокер и ГТД.

Давайте разберемся, что под этими понятиями подразумевается на практике и как действующая нормативная база классифицирует транзиты сейчас.

142 статья ТК ЕАЭС разделяет транзит на 5 типов.

Таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке (транспортировке) товаров:

от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;


от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;


от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;


от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;


между таможенными органами через территории государств, не являющихся членами Союза (ЕАЭС), и (или) морем.


Де-факто сейчас под внутренним таможенным транзитом (ВТТ) подразумевается любая транзитная процедура, 

открываемая не на автомобильном (МАПП, ДАПП) или железнодорожном пункте пропуска (ЖДПП).


Попробуем рассмотреть самые популярные варианты процедуры таможенного транзита:

1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК ВВОЗИТ ИНОСТРАННЫЙ ТОВАР ПО СУШЕ ЧЕРЕЗ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА.

Одна из особенностей таможенного транзита заключается в том, что товары могут перемещаться только международным перевозчиком. Они действуют на основании свидетельства о допуске к международным перевозкам и имеют в своем парке грузовые автомобили, которые соответствуют всем требованиям и правилам международной перевозки грузов. Такие транспортные средства обеспечивают необходимую степень сохранности грузов при перевозке, защищены от несанкционированного проникновения и позволяют производить пломбирование и опечатывание грузовых отсеков (при перевозке товаров в контейнере, открытой площадке, живых животных или международных почтовых отправлений в почтовых емкостях пломбирование не предусмотрено).

Оформление и открытие процедуры таможенного транзита для данного варианта транзита, как правило, не занимает много времени, так как международный перевозчик пользуется упрощениями, согласно CMR конвенции, а технологическая схема автомобильных пунктов пропуска не приветствует длительного нахождения транспорта в пункте пропуска.

Влияние санкций на автоперевозки

В апреле 2022 года Евросоюз утвердил пакет санкций, который запретил работать на территории стран ЕС любой транспортной компании, зарегистрированной в России. Последний на текущий момент Регламент Совета (ЕС) 2023/1214 от 23.06.2023 закрыл границу для отечественных прицепов и полуприцепов.
Ответные меры к иностранным автоперевозчикам государств, применивших санкции против России, закреплены Постановлением Правительства РФ №1728 от 30.09.2022. Европейским машинам ограничили зону движения по территории РФ, предоставив возможность осуществить перецепку/перегрузку товара, территориями субъектов Северо-Западного федерального округа. Под данные ограничения попали так же иностранные перевозчики, которые следуют транзитом или везут товар в Россию, например, из Казахстана или Грузии.

Прямой вариант доставки товаров (без перецепки/перегрузки) предполагает движение иностранного тягача с прицепом от границы до конечной точки выгрузки и только с четко определенной группой товаров “на борту”. Коды ТН ВЭД, попадающие в исключения, приведены в Приложении №1 к ПП РФ №1728.

Важно учитывать, что если в поставке будет присутствовать хотя бы одна позиция, которая не попадает в список исключений, то машину направят до ближайшего таможенного поста с последующим оформлением перецепки/перегрузки товара.


Но не стоит забывать про равновесие, где-то убыло, а где-то прибыло. Развитие транзита с южных регионов растет с небывалой скоростью, если раньше это были в основном только продовольственные товары, то с использованием параллельного импорта, номенклатура товаров расширилась и продолжает расти.

2. ИНОСТРАННЫЙ ТОВАР ПРИБЫЛ МОРЕМ / АВИА / ЖД НА ВНУТРЕННИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ РФ.

Казалось бы, с внедрением диспетчеризации нужда в оформлении таможенного транзита должна была сократиться, так как массив таможенных деклараций автоматически распределяется между ЦЭДами.
Однако, многие импортёры не производят таможенную очистку (растаможка) груза в порту, жд станции и т.д., а везут его в транзите на таможенный пост назначения. Для этого существует ряд причин:

  • ряд товаров могут оформлять только те таможенные посты, которые имеют компетенцию на это, например, подакцизные, выставочные, дипломатические товары;
  • наличие преференции у конкретного импортера или его таможенного представителя при оформлении товара на определённом таможенном посту;
  • административное регулирование со стороны государства для особо крупных участников ВЭД и резидентов особых экономических зон в части распределения платежей между таможнями;
  • разница в стоимости услуг складов временного хранения (СВХ);
  • на прибывшем товаре отсутствует маркировка и необходимо переместить его на таможенный склад.
Помимо этого, для иностранных товаров, которые везут в третью страну и таможенная очистка (растаможка) на территории ЕАЭС не планируется, таможенный транзит остается единственных подходящим способом перемещения.


Список документов, который потребуется для оформления Транзитной Декларации для данного варианта транзита:

  • Коносамент / ЖДН / Авианакладная;
  • Инвойс, спецификация;
  • Упаковочный лист;
  • Транспортная накладная или CMR в зависимости от того док-та, по которому груз поедет в транзите по ЕАЭС;
  • Документ учета о принятии товара на СВХ;
  • Данные водителя;
  • СТС-ки на тягач/прицеп;
  • Договор аренды на тягач/прицеп, если перевозчик не собственник транспортного средства;
  • Доверенность на водителя;
  • Письмо на имя начальника поста с просьбой и причиной открытия процедуры ТТ;
  • Договор Транспортной экспедиции;
  • Договор перевозки.

3. ОФОРМЛЕНИЕ Транзита ПОСЛЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ РЕЭКСПОРТА.

Четко регламентирует особенности процедуры ЭК31 - ТК ЕАЭС Глава 32 Таможенная процедура реэкспорта.

Основные нюансы, которые стоит затронуть и упомянуть:

  • проведение таможенного досмотра как при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, так и при вывозе в случае его возврата;
  • реэкспорт возможен не более чем через год со дня помещения товара под процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • возможность признаков идентификации товара (серийные номера, артикул).

Не стоит забывать, что после выпуска реэкспорта у вас есть 3 рабочих дня для помещения товара под процедуру таможенного транзита и его дальнейшего вывоза с территории ЕАЭС, либо они должны быть помещены на временное хранение. В случае несоблюдении данных сроков наступает административная ответственность.

Таможенный транзит может быть подан строго только после выпуска ЭК31 и предоставления ТС с товаром в ЗТК. Комплект документов аналогичен, как для внутреннего транзита (ВТТ), с добавлением только акта таможенного досмотра и выпущенной реэкспортной декларации.