УЭО (уполномоченный экономический оператор)

  • Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и включенное в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и при соблюдении условий, которые установлены настоящей главой.
  • При включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов выдается свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
  • С даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов уполномоченный экономический оператор относится к категории низкого уровня риска.
  • Порядок включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов и исключения его из такого реестра, порядок выдачи, приостановления и возобновления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов устанавливаются Кодексом ЕАЭС, а в части, не урегулированной Кодексом, - законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
  • Включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов, исключение его из такого реестра, а также приостановление и возобновление действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов осуществляются таможенным органом государства-члена, в соответствии с законодательством которого такое лицо создано.


При проверке соблюдения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также при контроле за соблюдением уполномоченным экономическим оператором условий его включения в такой реестр могут применяться предусмотренные разделом VI Кодекса ЕАЭС формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Уполномоченный экономический оператор вправе пользоваться предусмотренными статьей 437 ТК ЕАЭС специальными упрощениями на таможенной территории Союза с учетом положений ТК ЕАЭС.
В соответствии с международными договорами Союза с третьей стороной отдельные специальные упрощения, предусмотренные статьей 437 ТК ЕАЭС, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами Союза.
В соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной отдельные специальные упрощения, предусмотренные статьей 437 ТК ЕАЭС, могут предоставляться на взаимной основе уполномоченным экономическим операторам государств, не являющихся членами Союза. При этом такие специальные упрощения могут применяться только на территории государства-члена, являющегося стороной таких международных договоров.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОПЕРАТОРУ

Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности применения положений ТК ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Свидетельство первого типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

  • совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров с таможенной территории Союза, таможенным декларированием и выпуском товаров в первоочередном порядке;
  • непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, когда предоставление такого обеспечения установлено в соответствии со статьей 143 ТК ЕАЭС;
  • непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС;
  • выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;
  • проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;


  • признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных уполномоченным экономическим оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части. Требования к таким пломбам определяются Евразийской Экономической Комиссией;
  • неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых уполномоченным экономическим оператором;
  • приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций;
  • осуществление перевозчиком, являющимся уполномоченным экономическим оператором, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, за исключением товаров, перевозимых (транспортируемых) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами, в том числе с удалением наложенных пломб и печатей, без разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция, или без его уведомления.

Свидетельство второго типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться следующими специальными упрощениями:

  • временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров уполномоченных экономических операторов;
  • временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора товаров лиц, не являющихся уполномоченными экономическими операторами, если это предусмотрено законодательством государств-членов ЕАЭС;
  • доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, в таких сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок);
  • проведение таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора;
  • совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одного государства-члена ЕАЭС. Законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании может устанавливаться порядок совершения указанных таможенных операций при применении этого специального упрощения;


  • проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке;
  • применение уполномоченным экономическим оператором средств идентификации, используемых таможенными органами в порядке, определенном в соответствии с пунктом 7 статьи 437 ТК ЕАЭС;
  • непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС;
  • выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьями 120 и 441 ТК ЕАЭС;
  • непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии с пунктом 1 статьи 59 ТК ЕАЭС, если уполномоченный экономический оператор выступает декларантом товаров.

Свидетельство третьего типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться специальными упрощениями предусмотренными для первого и второго типа.

  • Евразийская Экономическая Комиссия вправе определять иные специальные упрощения, не предусмотренные ст. 437 ТК ЕАЭС, предоставляемые уполномоченным экономическим операторам.
  • Евразийская Экономическая Комиссия вправе определять случаи и (или) категории товаров, при которых и (или) в отношении которых отдельные специальные упрощения, предусмотренные ст. 437 ТК ЕАЭС, не применяются.
  • Порядок применения уполномоченными экономическими операторами средств идентификации, используемых таможенными органами, а также требования к ним определяются Евразийской Экономической Комиссией.