1 октября 2023 г. установлены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденным постановлением Правительства № 1538 от 21.09.2023
Данное нововведение коснулось в том числе грузов, перемещаемых по таможенному союзу через территорию третьих стран, например из России в Армению, разберемся почему:
Почему нужна процедура таможенного транзита - п. 3 ст. 302 Таможенного кодекса ЕАЭС:
Товары Союза для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перевозки (транспортировки) таких товаров Союза в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Почему надо предоставлять обеспечение – пп. 1 п. 1 ст. 304 Таможенного кодекса ЕАЭС:
1. Условиями помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита являются:
1) обеспечение исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса в случае, если в государстве-члене, на территории которого товары Союза помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении таких товаров установлены ставки вывозных таможенных пошлин
Почему процедуру таможенного транзита нужно открывать на внутреннем посту а не на границе как было ранее - п. 5 ст. 304 и пп. 2 п. 5 ст. 304 Таможенного кодекса ЕАЭС:
5. Таможенные операции, связанные с помещением товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаются исключительно в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров Союза, в следующих случаях:»
«в государстве-члене, на территории которого товары Союза помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении таких товаров установлены ставки вывозных таможенных пошлин
После изучения нормативных актов перед нами встает ряд вопросов по практической реализации транзита:
1.) а нужно ли обеспечение?
304 статья ТК ЕАЭС содержит привлекательное исключение, которое на первый взгляд убирает вопрос предоставления обеспечения в большинстве случаев:
Обеспечение требуется за исключением случаев, когда декларантом товаров Союза, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выступает лицо государства-члена, у которого в государстве-члене, в котором товары Союза помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, на день регистрации транзитной декларации отсутствует не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, а также, если это предусмотрено законодательством государства-члена, на территории которого товары Союза помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, отсутствуют не уплаченные в установленный срок административные штрафы, назначенные на основании вступивших в законную силу решений суда или уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях;
Однако, пока нет ясности, как будет действовать данная норма на практике, каким образом будет подтверждаться отсутствие неисполненных обязанностей и неоплаченных штрафов.
2.) Куда будем подаваться?
п. 5 304 статьи ТК ЕАЭС однозначно определяет таможенный орган начала транзита по местонахождению отправителя.
Для всех управлений ФТС существуют приказы разграничивающие регионы деятельности таможенных органов.
Осталось понять, как будет трактоваться местонахождение отправителя товаров. В ТК ЕАЭС нет отдельного определения для места нахождения, в таких случаях, согласно п. 3 ст. 5 ТК ЕАЭС - иные термины используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.
54 ст. ГК РФ разделяет понятия места нахождения и юридического адреса. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта.
Это может быть важно для крупных населенных пунктов, на территории которых есть несколько таможенных органов, если таможенный орган согласится принять такую трактовку.
Отдельное приключение уготовано тем, кто занимается перевозкой сборных грузов с разными отправителями, соблюдение нормы 304 ст. может стать для них весьма затруднительным, учитывая, что номенклатура введенных пошлин обширна.
Ознакомиться с ней можно тут.